В нашем детском саду работают специалисты: Сизова М.М.  и Русакова С.М. -  учителя - логопеды первой квалификационной категории

 

Что делают логопеды?

Широко распрострастранено мнение о том, что логопеды только "ставят" звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так.

Глобальной целью логопедического воздействия является РАЗВИТИЕ ВСЕЙ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ  в целом, а именно:

  • развитие общей речевой активности
  • накопление словаря
  • развитие физического и речевого слуха
  • развитие грамматической стороны речи
  • обучение навыкам словообразования и словоизменения
  • развитие артикуляционной моторики
  • развитие связной речи
  • коррекция произношения

 

В ходе работы попутно решается ряд дополнительных ЗАДАЧ:

  • развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление)
  • формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки)
  • формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, закомство с понятиями "звук, слово, предложение" и др., развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки).
  • профилактика нарушений письма и чтения.

 

ПОГОВОРИ СО МНОЙ... 

О хорошем развитии речи как условии успешного обучения в школе говорят много. Однако родители не всегда осознают, как же эту речь развивать.

Какими упражнениями можно развивать речь?

1. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку - обращайте внимание ребенка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.

2. Играйте в игру "Доскажи словечко": взрослый читеаает короткое стихотворение, а ребенок должен логадаться и назвать последенее слово в нем.

3. Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход"по делам", или необходимость лежать в постели. К таким занятиям можно отнести:

  • какими словами, красками можно описать времена года;
  • назови слово-  предмет, слово - действие, слово - цвет, слово - ассоциации, только веселые слова;
  • расскажи о пердмете: какой он (назови как можно больше слов - признаков); что он может делать (назови как можно больше слов - действий) и т.д.
  • играйте в игру "Если бы, да кабы...". Ребенку предлагается закончить предложение:

- если бы я был Улицей , то я бы..., потому что...

- если бы я был Музыкой, то я бы..., потому что..., и т.д.

  • играйте в слова с противоположным значением (антонимы):

веселый - грустный, слабый - сильный, и т.д., играйте в слова, где изменяется только один зук: дочка - точка - почка - кочка...

4. Предложите ребенку пересказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что болеше всего ему понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.

5. Играйте в игру: "Найли ошибку в предложении" (В лес растут грибы. Шишки растут...елке).

6. Учите ребенка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинной, как день), конца ( короткого, как вечер).

7. Разыграйте знакомую сказку "в лицах" с разной интонацией.

Помните!!! Ребенка очень легко сбить: достаточно порой ухмылки, насмешки, оттенка недоверия - и увлеченный "говорун сразу скиснет".

Речевая готовность ребенка к школе

  Наиболее значимым для ребенка 6,5 - 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Готовность к школьному обучению  формируется задолго до  поступления ребенка в школу и не завершается в первом классе, т. к. включает не только качественную характеристику запаса знаний, но и уровень обобщающей деятельности мышления.

 Школьное бучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.  Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т.е. осознание им общественной значимости новой деятельности.

   Но Сейчас мне хотелось бы обратить  ваше внимание на особые критерии готовности

к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка, как средства общения.

1.     Сформированность  звуковой стороны  речи. Ребенок должен владеть четким  звукопроизношением всех звуков фонетических групп.

2.     Полная  сформированность  фонематического  слуха (умение слышать и различать звуки (фонемы) родного языка).

ИГРЫ: Узнавание неречевых звуков (различные по звучанию предметы, или музыкальные инструменты, а также  сыпучие  продукты);

Упражнения, направленные на воспроизведение различных ритмических рисунков.

Различение одинаковых по высоте, силе и тембру звуковых комплексов:

«Угадай, кто тебя позвал?», «Угадай, кто  говорит?» (по сказке «Три медведя»); 

Различение близких по звуковому составу слов: «Рифмы и нерифмушечки»,

«Доскажи словечко»;  «Повтори цепочку слов»;  «Какой звук изменил слово?»
Различение слогов  в слоговых рядах и т.д.

3.Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава слов:

-умение выделять начальный гласный звук из состава слова;

-анализ гласного ряда из трех звуков типа   АИУ (посчитай, сколько звуков я назвала, назови первый звук, назови второй звук, назови третий звук);

-анализ обратного слога – АП(гласный _- согласный);

-слышать и выделять первый и последний звукв слове ( «Собери слово»  М,А,К;  Л,У,К.);  «Назови посуду, название которой начинается со звука «С».  «К», и т.д.,  «Придумай слово  на  звук «О»…

Дети должны знать и правильно употреблять термины «ЗВУК», «СЛОВО», «СЛОГ», «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Научиться различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие звуки:

(Анализ слов  ЛУНА, ЛИСА –нарисовать схему слова).Игра «Кулачки-ладошки» (ладошки- мягкий звук, кулачки - твердый звук), слова: ТИК, ХАЛАТ, ЛИСА,  ТЕЛЕВИЗОР, ЛАМПА, ЛЕДЕНЕЦ, ТАПОЧКИ…;

Игра «ЗВУКОЕД»-прилетел и в словах все звуки съел : бато..,  бидо…, каранда…, и т.д.

-Находить ударение , переносить его с одного гласного на другой, замечая при этом как меняется значение слова;

- Делить слова на слоги: «Прохлопай слово», «Я найду слова везде»-наращивание слоговой структуры слова.;

-«Перепутаница» -  слова рассыпались и перепутались:БОСАКА – СОБАКА; ЛОВОСЫ- волосы; ПОСАГИ_-САПОГИ.

4.Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами, умение образовывать слова в нужной форме, образовывать слова прилагательные от существительных.

Игры: «Один – много»; «Назови ласково»; «Из чего сделано?»(образование относительных прилагательных). Стол из дерева – деревянный, варенье из слив – сливовое…

«Сосчитай предметы» (Согласование существительных с числительными) – один нож, два ножа……

«Чей хвост?»: (образование притяжательных прилагательных). У лисы хвост лисий, у медведя – медвежий, у щуки – щучий…

«Что с чем» (усвоение категории творительного падежа с предлогом «С»). Стул с ножками и сиденьем; кровать с матрацем и с ножками.

«Найди предмет» (усвоение предлога «ДЛЯ»). Крышка нужна для…

 Сформирванность  грамматического строя речи : умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными иоднородными членами, работать с деформированной фразой, самостоятельно находить ошибки и исправлять их: составлять предложения по опорным словам и картинкам.

 Но необходимо иметь в виду , ребенок только тогда захочет говорить, как только вы захотите его слушать. Главный фактор развития связной речи – наличие заинтересованного слушателя, и этим заинтересованным слушателем должны быть  Вы, уважаемые родители. Больше общайтесь с ребенком, вызывая его на разговоры. Беседовать можно на разные темы, причем давайте возможность больше говорить самому ребенку. Дети, имеющие богатый опыт слушания книг, обязательно имеют хорошо развитую речь. Так же хорошо развитой речи будут способствовать :

Составление  рассказов –размышлений на тему «Кем быть?» и т.д.;

Рассказов – описаний «мое любимое животное» и т.д.

Пересказы сказок, рассказов, мультфильмов, фильмов.

Заучивание стихов.

Для повышения культуры речи детей , ее интонационной выразительности, темпа, ритма, можно  использовать  скороговорки,  потешки, пословицы,  слушание сказок.

 

                    Памятка «Как читать детям»

1.Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребенка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи – все то, что может помешать  ребенку слушать рассказ или сказку.

2.Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.

3.Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому  взрослому следует особое  внимание уделять умению выразительно читать текст, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать необходимые паузы.

4.Показывайте ребенку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте все воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы предлагаемые иллюстрации были как можно более реалистичными.

5.Во время прочтения литературного произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны продуктивно заниматься одним видом деятельности около 15 минут. Найдите это время для своего ребенка.

6.Обязательно задайте ребенку вопросы по прочитанному.

7.Прививайте ребенку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов