Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 

 "Детский сад №1 "Петушок" 

г.Богородска Нижегородской области

Рекомендации музыкального руководителя

 

 Развитие музыкального слуха

         Знает ли кто-нибудь ребенка, который с первых лет не проявил бы никакого интереса к музыке? Не попытался бы сам напевать, дудеть, отбивать ритм рукой или ритмично топать? Мир звуков окружает ребенка с момента рождения. Нам нужно помочь ребенку сделать верные, нужные шаги к дружбе с музыкой. Может быть, мы зря об этом говорим? Учить музыке своих детей хотят почти все. Но сколько потом разочарований! Намаявшись с ребенком, родители делают вывод: “Не способный к музыке”. И на том дело кончается. У ребенка же надолго остается отношение к музыке как к чему-то трудному, недоступному.

         Для того чтобы ребенок тянулся к музыке, нужно как можно раньше помогать ему, слушать разные звуки. И главным на первом этапе может быть не музыка по себе, а музыка как замечательное воспитательное средство: постигая мир музыкальных звуков, ребенок учится слушать и слышать мир.

         Какая мама не использовала крышки от обычных кастрюлек, чтобы занять своего малыша? Он гремит ими вволю, испытывает настоящее блаженство. А ведь  такая игра имеет непосредственные отношения  к развитию слуха ребенка. Что же такое музыкальный слух?

         Хороший музыкальный слух – это способность различать и выбирать для общения с окружающими звуками, которые живут вокруг нас.

         Обращали ли вы внимание, что у некоторых (детей) людей интонация речи удивительно однообразная? Прислушайтесь: они говорят монотонно, и если берутся читать книги малышам, то читают сухо, невыразительно. У этих людей не развит слух, возможности развития их слуха были когда-то упущены.

Обычно малыш очень рано что-то мурлычет, напевает. Как правило, детям нравится красивое, выразительное чтение стихов; привлекает человек, играющий на баяне, скрипке, пианино. Малыши тянутся к звукам, к музыке. Давайте помогать им в этом. Покупая малышам игрушки, родители заботятся о яркости цвета, выразительности формы.  Но, как правило,  мало заботятся о том, чтобы окружить ребенка звучащими игрушками или предметами. А между тем, многие дети, подрастая, прямо-таки ищут эти звучащие предметы. Сначала бросают на пол погремушки, крышки от маминых кастрюлек. Потом начинаются другие открытия: оказывается, если ударять ложкой по кастрюле – один звук, по чашке – другой, а по тонкому стакану – третий. Вам легче будет руководить музыкальным развитием малыша, если вы будете общаться со звуками вместе с ребенком. Предлагая родителям простое упражнение. Наверное, некоторые из вас обращали внимание на то, как дети, с радостью хлопая в ладоши, подражают каплям дождя, которые стучат по крыше, по карнизу, или падают на листья деревьев. Это занятие, доставляющее им большое удовольствие, можно усложнить: можно похлопать сидя на корточках, по ножкам, можно несколько раз хлопнуть ладонями “ковшичками”. Внимательно прислушайтесь, как это звучит: то звонко, высоко, то глухо. Важно научить детей прислушиваться, находить разницу в звучаниях.

         Очень важно для развития слуха научить ребенка слушать звуки природы. Гуляя с детьми в лесу, прислушиваться, как где-то скрипнуло дерево, как шумит ветер, как шелестят листья под ногами, как по-разному поют птицы: кукует кукушка, стучит дятел. Пусть постучит палкой так, как стучал по стволу дерева дятел. Обратите внимание на то, что у короткой палки звук не такой, как у длинной. Спросите: близко или далеко было слышно кукушку, почему мама-птица громко кричала, беспокоилась, когда вы собирали ягоды, грибы вокруг дерева, на котором было гнездо с птенцами, и голос ее звучал тревожно.… Относитесь серьезно к таким разговорам с детьми. Возможно, у вас есть пластинка с записью Алябьева “Соловей”. Часто передают этот романс по радио. Обратите внимание ребенка: как красиво и по-своему человеческий голос передает пение птицы.

         Вот такое постепенное, последовательное приобщение ребенка к миру звуков должно дать ему понимание того, что музыка – это близкое к природе.

 

Чудесные свойства улыбки

         Установлено, что доброжелательное выражение лица возбуждает центры положительных эмоций, приводит в хорошее настроение, помогает трудиться и жить. Поэтому нельзя ходить с мрачным, скучным лицом даже тогда, когда настроение у вас неважное.

         Человек с естественной, приветливой улыбкой и сам обретает бодрость и жизнерадостность, повышает настроение у окружающих. Улыбка и смех – возбудители положительных эмоций. По образному выражению Стендаля, смех убивает старость.  Намек на улыбку, сдержанная улыбка, нежная улыбка, радостная улыбка – каждая хороша по-своему. Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость, украшенная приятной улыбкой.

         Очень полезно каждый день начинать так. Утром перед зеркалом нужно вспоминать что-нибудь приятное, что поможет придать лицу приветливое выражение. Только с таким выражением вы вправе обращаться к окружающим. Конечно, деланная улыбка, не отражающая положительных эмоций, способна произвести на окружающих самое неприятное впечатление. Улыбка “по заказу” как и истерический смех или хохот без оттенка искренности и радости, ничего общего не имеют с задачами самовоспитания.

         Общеизвестно, что можно воздействовать на поток мыслей и эмоций, видоизменяя напряжение мышц всего тела. Можно, например, скуку или дурное настроение попробовать преодолеть с помощью ритмичных движений под хорошую эстрадную музыку, и вы увидите, что такой танец даже в одиночку вызовет у вас мышечную радость.

Если кому-то ритмичные движения неприятно выполнять под эстрадную музыку, можно легко и эффективно делать их под любую подходящую мелодию (“Юпитер” Моцарта). Угнетенное состояние легко снимается,  а  плохое  настроение  повышается  от  тихого  насвистывания мелодии “с настроением”. Попробуйте, например, насвистывать мелодию композитора Блантера, вникая в смысл слова:

                            “Когда душа поет

                             И просится сердце в полет –

                            В дорогу далекую, небо высокое,

                            К звездам нас зовет”.

Посвистывая про себя, особенно на лоне природы, в тиши лесных просторов, иногда под аккомпанемент птичьих голосов, является одновременно и эстетотерапией (лечение красотой), и двигательно-вокальной терапией.

Такое же воздействие оказывают звукодвигательные дыхательные упражнения. Знаменитая танцовщица Айседора Дункан утверждала, что естественный танец, выражающий эмоции в виде движений в соответствии с характером музыкального произведения, является не только эфорективным методом самовыражения, но и мощным методом повышения культуры эмоций.

         Лучезарная улыбка помогает доброжелательно относительно относиться к людям, с которыми общаешься, и избегать критических ситуаций, способных испортить настроение.

         Доброжелательная улыбка, как правило, вызывает улыбку и соответствующее настроение и у окружающих.

Улыбка, так же как и хорошая шутка, радостное мироощущение, создает благоприятную атмосферу для общения.

Пальчиковая гимнастика

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.  

Ну-ка, повторяйте.

(1)Ну-ка, повторяйте: (2)да-да-да*

И не отставайте: да-да-да,

(3)Надо обязательно слушать все внимательно,

Повторять старательно: (4)да-да-да!

*Ба-ба-ба, ла-ла-ла, га-га-га, ва-ва-ва, ай-ай-ай (берёмся за ушки)

Проговаривая слоги, выполняем ритмичные фиксированные движения, закрепленные за этим слогом: хлопки, стучим кулачками по коленям, сжимание – разжимание пальчиков и тд.

 В гнездышке.

(1)В гнёздышке спит птичка

(2)А лиса в норе

(3)Мушка на листочке

(4)Жучка – в конуре

1вариант

1 – складываем ладони «ковшиком»

2 – складываем руки «окошечком», заглядываем в него

3 – кладем пальцы одной руки на тыльную сторону второй

4 –складываем руки над головой «домиком»

2 вариант

Маленькая птичка    машем кистями

В гнёздышке живёт   ладошки лодочкой

Нанесла яичек  пальчики обеих рук собираем вместе, как бы держим яйцо

Птенчиков ждёт  «птенчики открывают, закрывают ротик» - четыре пальца вместе касаются большого и выпрямляются          

 

http://logoportal.ru/palchikovyie-igryi-dlya-detey-2-3-let/.html 

 http://www.logolife.ru/logopedy/palchikovaya-gimnastika-logopedy/palchikovye-igry-dlya-samyx-malenkix-detej-2-3-goda.html

 

 

 

Как научить малыша подпевать? 

 Пойте чаще, старайтесь не пропускать ни одного дня.

Разучивайте песни "с голоса". Чередуйте пение с аккомпанементом и пение без

музыкального сопровождения. Используйте детские музыкальные инструменты. Дети любят слушать и узнавать знакомые мелодии в новом звучании.

Старайтесь не искажать мелодию.

Пойте негромко.

Избегайте преувеличенной артикуляции. Иначе малыш, подражая вам, начнет изображать без звука движение вашего рта, и при этом будет гримасничать и кривляться.

Старайтесь подчеркнуть интонацией содержание песни. Колыбельные пойте спокойно, ласково, тихо; веселые песни - оживленно.

Помните: маленький ребенок начинает присоединяться к пению взрослого в моменты, удобные для него в речевом плане, поэтому так важно, чтобы в тексте песни были простые, легко произносимые и неоднократно повторяемые слова.

Например, песня «Птички».

 «Прилетайте, птички, к нам, к нам, к нам.

Зернышек я птичкам дам, дам, дам.

Клювиками птички - клю, клю, клю.

Я смотрю на птичек и пою:

Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля;

Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля.»

Малыш очень мал, еще не говорит, но слышит, как для него поют. Ему это нравится, и вот его первый отклик, его первое участие в пении: это подговаривание "Да", - то, что, собственно, ему по силам.

Например, «Ладушки».

Мама играет с ребёнком и поет:

1. Ладушки, ладошки,

Звонкие хлопошки,

Хлопали в ладошки,

После каждого куплета вы протяжно поете "Да" и хлопаете по коленям двумя руками подчеркнутым, фиксированным движением.

Хлопали немножко. Да!

2. Кашку варили,

Ложечкой мешали,

Куколку кормили,

Кошечке давали.

Да!

3. Кулачки сложили,

Кулачками били:

Тук-тук, тук-тук,

Тук - тук - тук.

Да!

4. Ладушки плясали,

Деток забавляли,

Ля-ля-ля-ля,

Ля-ля-ля.

Да!

5.Ладушки устали,

Ладушки поспали.

Баю-баю, баюшки,

Соединив ладошки прикладывают их к щёчке.

Баю-баю, ладушки.

Да!

Как в первом куплете.

Это "Да" малыш только подговаривает, но вместе со взрослым и в нужном месте текста. Порадуемся, что наш малыш принял участие не только в совместной игре и выполнил движения, но и в "пении".

 "Да!" - один из первых шажков.

 Постепенно вы сможете петь, замедляя показ движений, а затем и совсем исключить свой показ. Малыш будет сам выполнять их самостоятельно, вслушиваясь в ваше пение, что очень, очень важно.

Вслед за подговариванием идут звукоподражания. В текстах песен о кошке, собачке и т.д. есть слова, воспроизводящие звуки животных: ав, мяу и т.д. Такие песни малыши любят, и вместе со взрослым охотно звукоподражают в нужном месте текста. Вот еще один шажок к совместному участию в пении.

Вы поете песенку "Птичка":

«Села птичка на окошко.

Посиди у нас немножко.

Подожди, не улетай!

Улетела. Ай!»

Ребенок не только слушает песенку, но его "Ай!" - посильное участие в пении - уже очень близко к интонации, которую передает в своем голосе мама.

Ещё шажок вперед.

Далее вы включаете в репертуар песенки с простыми повторяющимися словами. Малыш уже начинает петь отдельные слова, а на третьем году жизни - целые фразы. Но всю песенку, весь куплет или два вместе с вами, и даже с музыкальной поддержкой (аккомпанементом) поют очень немногие дети. Если вы знаете, что это по силам другому малышу, а ваш не справляется, это не говорит об отставании или отсутствии музыкальных способностей у вашего ребенка. Музыкальное развитие идет у всех по-разному; большую роль играют здоровье, речь, общее развитие вашего малыша и то, как вы сами воспитываете его.

                      Классика для малышей

 

Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.

В связи с этим важно обратить внимание на то,  какую музыку слушаете вы и ваши дети.

Наукой доказано то, что классическая музыка благотворно влияет на психику человека.

 

 

Дата последнего обновления страницы 18.10.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения